Истоки

Часть 1.

Истоки.

К Новому году в одну точку сошлись несколько событий, которые позволили мыслям, которые раньше были в разбросанном состоянии, как игрушки в детской комнате, начать структурироваться и преображаться в некую архитектуру системы, которой ранее уделял много времени. Собственно с этим и хочу познакомить.

Сначала несколько фактов.

  1. Темой умных домов я занимался более пятнадцати лет назад. Занятие для меня, человека, любящего технику, было интересное, но неудачное по разным обстоятельствам: с одной стороны, в неготовности техники к приходу данной технологии, с другой — отношению к данной технологии в России как технологии «понтов» и полное нежелание экономить на энергоносителях.

В этом плане показательна одна моя, как представителя фирмы инсталлятора, встреча с Заказчиком — человеком состоятельным, на одном из объектов, представлявшем из себя коттедж, общей площадью около 1100 м.кв., расположенном в живописных окрестностях между Одинцово и Рублёво-Успенским шоссе. Готовясь к встрече, я, естественно, делая основной акцент на энергосбережении, просчитал потребление тепла домом в зимний период, и наметил комплекс эффективных мероприятий по утеплению и автоматике, на отопление и освещение, а также, систему дублирования отопления альтернативным видом топлива, поскольку магистральный газ в Подмосковье, которым обогревается большинство домов, может подмерзать. Я тогда посчитал, что дом, в том, не подготовленном виде, что дырявое ведро, из которого всё тепло будет улетать на улицу. Заказчику было в шутливой форме предложено, на случай сбоя поставок газа, ну и вообще возможных кризисный явлений, поставить резервную ёмкость с соляркой, объёмом со стандартную цистерну устанавливаемую на железнодорожную платформу, которая могла бы позволить поддержать тепло в доме в зимний период, на возможный период перебоя с поставками газа.

Вся трагедия заключалось в том, что Заказчик не понял шутки, восприняв идею с закапыванием железнодорожной цистерны вполне серьёзно.

С одной стороны, он с достаточно серьёзным видом сказал, что у него на участке как раз имеется место, где можно «прикопать» такую бочку. Да, размеры участка позволяли! С другой, он отложил в сторону все мероприятия по энергосбережению, и попросил основной акцент сделать на медиа развлечениях и видеонаблюдении, т.е. тупо натыкать колонок, видеокамер, повесить экраны и проекторы.

Ничего другого, действительно необходимого, запрошено не было.

В конце 90-х все системы медиа и видеонаблюдения собирались на РС-серверах. Бралась самая мощная железка, которую можно приобрести: как правило или PIII или что-то близкое, вставлялись платы расширения, накатывался софт – опля, результат готов! Единственный недостаток всего этого – совершенно дикие потребление и шум, поскольку сами сервера круглосуточно потребляли ну очень много энергии и требовали хорошего охлаждения. Молчу про надёжность, дабы не пинать лишний раз ПО (программное обеспечение) старика нашего Била Гейтса, понимаете ли (почти цитата из к-ф «Берегись автомобиля»).

Понимаете, да, бредовость этого решения? Вам для энергосбережения предлагалось решение, которое само его только увеличивало! Время было такое. Техника такая.

Заказчики были такие. Не буду характеризовать их личные данные: в основном люди «понтовые», высокомерные – мы их не уважали. Мы на них просто зарабатывали.

Это же для меня послужило основным мотивом по смене направления деятельности.

  1. Мой ребёнок в школе изучал Тургеневское «муму». Многие помнят это произведение, оно коротенькое, и если кто то хочет себе напомнить его содержимое, то много время на это не потратят – всего то с десяток листов текста. Меня, в данном произведении, как ни странно, заинтересовала совсем не история с собакой, а множество книжных персонажей — прислуги и их взаимоотношения, в доме, где жил и работал главный герой произведения — Герасим.

Для меня там, с точки зрения не только инсталлятора систем автоматики, но и её разработчика, особенно интересным показались три вещи:

А. количество требующейся прислуги, т.е. соотношение количества заказчиков (барыня) к количеству исполнителей (прислуга).

В. Затраты на прислугу (кормить, поить, одевать, обувать, женить).

С. Взаимоотношения владельцев с прислугой, а также прислуги между собой.

А. Начнём с раздела А. Итак, Заказчику, а по книге — барыне, для проживания требовались (Рассматриваем первый и второй столбец в таблице. Все термины из произведения «Муму»):

Сегодня мы, по большей части, обходимся без всех этих помощников. Обходимся по разным причинам. Что-то успеваем делать сами, что-то на себя перетянуло массовое фабричное производство. Да и содержать всех этих работников очень накладно. Но ведь это совершенно не означает, что в жизни нам не нужны помощники. С другой стороны, нам, ещё во времена СССР внушали основной лозунг будущего: от каждого по возможности, каждому по потребности. Оставим политику в покое. Но ведь задача то почти не поменялась. И если сейчас у нас появятся помощники, которые на себя взвалят бытовые проблемы, нам легче будет реализовать себя – реализовать свои возможности. И, я надеюсь, в основном – творческие.Вполне возможно, что кого-то Тургенев пропустил и количество обслуживающего персонала было ещё более. Не суть.

Конечно же, разговор совсем не о том — «насколько лучше бы Ермолова играла вечером, если бы днём отстояла у шлифовального станка» (цитата из к-ф «Берегись автомобиля»). Наверное, если бы мы не были так обременены бытовыми заботами, нам было бы гораздо проще реализовать себя в обучении, хобби и прочих творческих занятиях.

Т.е. помощники в том или ином виде нам нужны! Вопрос какие? В каком виде? Сколько?

В. Затраты на прислугу.

Конечно же, если бы нам, каждой семье, пришлось содержать весь список исполнителей, обозначенных в произведении Тургенева, нам бы не хватило никаких денег. Не всем конечно. Кому-то — хватило бы. Но сразу оговоримся – нас интересует не стайка олигархов, а основная масса потребителей у нас в России, которую мы можем причислить к среднему классу, или около того.

Если бы нам пришлось оплачивать весь список, а это минимум 16 «специалистов», даже из объёма оплаты работы одного специалиста в размере МРЗП (минимальный размер заработной платы), в сумме получается 16*МРЗП, окончательная сумма пробила бы значительную брешь в любом бюджете. Это не наш путь!

Сделаем предположение, что нас интересует потребитель, проживающий и в обычной городской квартире, и в деревенском доме, и в коттедже. Ещё раз пройдёмся по списку «прислуги», уточним «должность» ныне, и на что эта должность сегодня заменима в плане техники:

Кто нам нужен? Кого можно сократить?

Т.е. помощники в том или ином виде нам нужны! Вопрос какие? В каком виде?

И если кого-то можно заменить на робота или автомат – может так и сделать?

С. Взаимоотношения с прислугой и между прислугой.

Читая произведения классиков осознаёшь глубину взаимоотношений между людьми, со всех их страстями и комплексами. Зададимся вопросом – нужна ли нам эта «Санта-Барбара»? (Я надеюсь читатель в курсе что такое «Санта-Барбара»!)

Уверен, что большинство ответит однозначно – нет, не нужна. Но если помощники нужны, а человеческих конфликтов при взаимоотношениях хочется избежать, выход только один – использование автоматических механизмов, не подверженных человеческим порокам. Ну, или, в конце концов, делать всё самому.

Итак, основной вопрос, который мы начали обсуждать, звучит так: нужны ли потребителю помощники в быту? И если нужны – в каком виде?

Для полноты понимания и окончательной конкретики, нам нужно проанализировать ещё один аспект.

Предположим, что у нас появилось большое количество автоматических помощников. Как ими всеми управлять? Не создастся ли ситуация, когда мы начнём тратить время на управление множеством достаточно сложных агрегатов, у каждого из которых может быть свой интерфейс управления? И из ожидаемой пользы реально мы получим вред?

Ответ надо искать у того же Тургенева, или других авторов, описывающих стародавние времена и тамошний быт.

Ранее в домах был старший лакей, он же дворецкий, он же мажордом, он же Гога, он же Гоша (цитата из к-ф «Москва слезам не верит»), в задачу которого входила управление всей прислугой. Т.е. был некий информационно-коммуникационный центр, через которого команды хозяев (по нашему — заказчика) транслировались прислуге (исполнителю), и задача этого центра, какую бы дурацкую команду не дал заказчик, таким образом её трансформировать, что бы она была не только понятна конкретному исполнителю, но и была возможна к исполнению!

С другой стороны, интеллект систем управления постоянно растёт. Не возникнет ли в не таком уж и далёком будущем ситуация, когда исполнитель «подумает» — зачем ему «заказчик». Надеюсь это страшилка из далёкого и несбыточного будущего.

Вывод, который я хочу сформулировать в конце данной Части 1:

Нам, для облегчения жизнедеятельности на месте проживания, нужны автоматизированные (роботизированные) помощники, постоянно адаптирующиеся к внешней среде, с централизованным управлением, лёгким интуитивно понятным командным интерфейсом, возможностью удалённого дистанционного взаимодействия.

Наша задача сформировать представление о типе, функционале и возможностях автоматизированных помощников, увидеть перспективу на ближайшее будущее, может быть попытаться реализовать часть из задуманного, на сегодняшнем техническом уровне.

Ещё одна архиважная задача – спроектировать систему, легко реализуемую массой обычных радиолюбителей или малыми предприятиями.

Автор: Фонин Павел Николаевич (Besm-2000тм)
Контакт: smart@besm.ru

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Pavel

0
Комментарии: 0Публикации: 6Регистрация: 26-07-2021

Добавить комментарий